Размер шрифта А А А
Цвет Ц Ц
Изображения Вкл

Федеральная библиотека информационно-методических ресурсов инклюзивного высшего образования

О проекте

Проект создан в рамках реализации пункта 2 «Создание сети ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ на базе организаций высшего образования» Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 23 мая 2016 г. № 3467п-П8.

Ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) – структурное подразделение образовательной организации высшего образования, деятельность которого направлена на организацию инклюзивного образования в рамках деятельности самого вуза, а так же трансляцию передового опыта по работе со студентами с инвалидностью вузов лидеров этой области вузам, начинающим развивать инклюзивное обучение. РУМЦ создается на базе образовательных организаций высшего образования имеющих существенный положительный опыт обучения студентов с инвалидностью, располагающих структурным подразделением, обеспечивающим сопровождение обучения студентов с инвалидностью и последующее содействие их трудоустройству.

Вуз, на базе которого создаётся РУМЦ, должен осуществлять успешное обучение студентов с инвалидностью по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета по разным направлениям подготовки и располагать модельными образцами создания специальных образовательных условий для обучения студентов с инвалидностью различных нозологических групп.

Работа РУМЦ направлена на повышение качества и доступности высшего образования для студентов с инвалидностью в Российской Федерации.

Работа РУМЦ направлена на повышение качества и доступности высшего образования для студентов с инвалидностью в Российской Федерации.

РУМЦ осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  1. Повышение квалификации руководителей, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала вузов, осуществляемое на основе проектного подхода и в форме стажировок, направленного на совместную разработку адаптированных образовательных программ, программ социально-психологического сопровождения, профессиональной ориентации и содействия трудоустройству лиц с инвалидностью, и формирование компетенций сотрудников в данных направлениях.
  2. Сопровождение апробации и внедрения разработанных адаптированных образовательных программ.
  3. Консалтинг вузов по вопросам доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью.
  4. Предоставление учебно-методических ресурсов (в т.ч. в рамках федеральной библиотеки) и ассистивных технологий.
  5. Координация развития системы инклюзивного высшего образования.
  6. Обеспечение выполнения показателей межведомственного комплексного плана.

Организация высшего образования - потенциальная площадка РУМЦ в своей деятельности должна соответствовать показателям качества и доступности оказания образовательных услуг для лиц с инвалидностью.

Показателями качества организации образовательного процесса являются:

  • наличие в образовательной организации программ профессионального мотивирования, профессиональной ориентации, адаптированных образовательных программ, программ социально-психологического сопровождения студентов, программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения.
  • наличие в образовательной организации условий физической (архитектурной), информационной, учебно-методической доступности для студентов различных нозологических групп.
  • наличие у персонала образовательной организации специальных компетенций по работе с лицами с инвалидностью различных нозологических групп.

Доступность образования понимается (в данном программе), прежде всего, как выравнивание возможностей лиц с инвалидностью в получении высшего образования в соответствии со своими образовательными потребностями и возможностями (ограничениями) мобильности по сравнению с аналогичными потребностями их здоровых сверстников.

В результате деятельность сети РУМЦ направлена на достижение следующих эффектов:

  1. Повышение количества лиц с инвалидностью, ориентированных на получение высшего образования.
  2. Удовлетворение образовательных потребностей лиц с инвалидностью за счет расширения спектра адаптированных образовательных программ.
  3. Увеличение количества студентов с инвалидностью, успешно завершивших обучение по программам высшего образования.
  4. Повышения уровня социализации студентов с инвалидностью, за счет подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности и успешного трудоустройства.
  5. Повышение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью.
  6. Создание в РФ единого информационного пространства инклюзивного образования, обеспечивающего доступность и качество получения образовательных услуг.